Страница обновлена 27.01.2021

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Теремок"

Страница обновлена 27.01.2021
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Теремок"

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

-    дети с нарушениями речи;

-     дети с нарушением зрения.

   Задачи коррекционной работы МДОУ д/с № 15 «Теремок»:

1.     Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2.     Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и  речи как средства познания.

3.     Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

4.     Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

5.     Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений  образов, развитию  эстетического вкуса, художественных способностей, освоению  различных видов художественной деятельности.

 Адаптированная Программа МДОУ д/с № 15 «Теремок» для детей с ОВЗ  включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

 - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

 - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

 - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

 - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

 

Из опыта осуществления инклюзивного образования 

в МДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

 

«Образование – право каждого человека, имеющее

огромное значение и потенциал. На образовании строятся

принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

Нет ничего более важного, никакой другой миссии,

кроме образования для всех…»  

 

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» говорится, что усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Закон об образовании и новый стандарт дошкольного образования требуют от нас ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада. 

Для осуществления инклюзивного образования  важно понимать и принимать его основную суть. Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями. Идеологии инклюзивного образования придерживаются все участники образовательного процесса нашего детского сада.

          Данная идеология, реализуемая в нашем детском саду, строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.  Мы определили основные составляющие механизма по внедрению инклюзии в образовательный процесс нашего учреждения: 

-во-первых, обеспечение детей услугами специалистов, поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами;

-во-вторых, организация круглых столов, практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;

-в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение совместных праздников, походов и т.д.). 
           В нашем детском саду функционирует группа комбинированной направленности (для детей с нарушениями зрения), действует логопункт. С детьми занимаются воспитатели, прошедшие специальную подготовку, медицинские работники (врач-педиатр, врач-физиотерапевт, врач-офтальмолог). 
           Инклюзия для  воспитанников данной группы точечная, то есть у
 детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных  видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОУ является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

         В ДОУ создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов.

Важным является и то, что вся развивающая среда ДОУ направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.  Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды ДОУ позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Старший воспитатель

                                                                                                                         Порадюк И.В.

 

 

  

Министерство образования и науки Российской Федерации

Заместитель министра

Письмо от 7 июня 2013 года № ИР-535/07

О коррекционном и инклюзивном образовании детей