Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушением зрения.
Задачи коррекционной работы МДОУ д/с № 15 «Теремок»:
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.
Адаптированная Программа МДОУ д/с № 15 «Теремок» для детей с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Из опыта осуществления инклюзивного образования
в МДОУ «Детский сад №15 «Теремок»
«Образование – право каждого человека, имеющее
огромное значение и потенциал. На образовании строятся
принципы свободы, демократии и устойчивого развития…
Нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…»
В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» говорится, что усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Закон об образовании и новый стандарт дошкольного образования требуют от нас ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада.
Для осуществления инклюзивного образования важно понимать и принимать его основную суть. Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями. Идеологии инклюзивного образования придерживаются все участники образовательного процесса нашего детского сада.
Данная идеология, реализуемая в нашем детском саду, строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах. Мы определили основные составляющие механизма по внедрению инклюзии в образовательный процесс нашего учреждения:
-во-первых, обеспечение детей услугами специалистов, поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами;
-во-вторых, организация круглых столов, практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;
-в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение совместных праздников, походов и т.д.).
В нашем детском саду функционирует группа комбинированной направленности (для детей с нарушениями зрения), действует логопункт. С детьми занимаются воспитатели, прошедшие специальную подготовку, медицинские работники (врач-педиатр, врач-физиотерапевт, врач-офтальмолог).
Инклюзия для воспитанников данной группы точечная, то есть у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОУ является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.
В ДОУ создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов.
Важным является и то, что вся развивающая среда ДОУ направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды ДОУ позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.
Старший воспитатель
Порадюк И.В.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Заместитель министра
Письмо от 7 июня 2013 года № ИР-535/07